Параграф 18. Значение растений в природе и жизни человека







1. Какова роль зелёных растений в природе?

Зелёные растения выделяют необходимый для жизни живых организмов кислород. Только они способны образовывать из веществ неживой природы (воды и углекислого газа) сложные питательные вещества, без которых не могут жить грибы, животные и человек. Эти вещества травоядные животные получают, питаясь растениями, а хищные – поедая травоядных животных.

Многие животные используют растения в пищу. В стволах деревьев, зарослях кустарников и трав они строят себе жилища и прячутся от врагов.

2. Чем культурные растения отличаются от диких? 

Они растут и размножаются без участия человека.

3. Перечислите все известные вам пищевые растения.
Пшеница, рожь, рис, кукуруза, картофель, капуста, помидоры, огурцы, яблоки, груши, виноград, смородина, малина, земляника, бурая водоросль ламинария, листья некоторых видов папоротников

4. Какие фруктовые и ягодные растения выращивают в вашей местности?
Малина, земляника, клубника, смородина, яблоня, груша, виноград.

5. Как называют растения, которые разводят специально на корм скоту?
Для корма скота разводят кормовые растения (водный папоротник азолла, клевер, свёкла, турнепс).

6. Приведите примеры технических культурных растений из голосеменных; покрытосеменных.
Голосеменные:
можжевельник (спирт, используется в медицине, парфюмерии, для выделки кож), сосна и пихта (масло используется в медицине и в пищевой,химической промышленности), гинкго двулопастный (для производства лекарств и косметики), лиственница (ценная древесина для производства стройматериалов)
Покрытосеменные:
подсолнечник, лён, табак, горчица, сахарный тростник, сахарная свёкла, хлопок, картофель (крахмал)

7. Какие растения называют декоративными?
Декоративные растения украшают сады, парки, скверы и наши квартиры. Основную часть этой группы составляют покрытосеменные растения. Например, розы, лилии, тюльпаны, орхидеи.

8. Назовите известные вам лекарственные растения.
Зверобой, пустырник, подорожник, мать-и-мачеха.

9. Докажите, что в природе не существует абсолютно вредных растений.
Все растения, грибы, животные - это такие же создания, как и люди, и все они для чего-то нужны. Уничтожишь один вид, и это может повлечь за собой различные плохие последствия. Есть ядовитые для человека растения, но они полезны в других отношениях.

10. Какие из занесённых в Красную книгу растений характерны для вашего региона?
Ландыш, венерин башмачок, девясил высокий, колокольчик широколистный

11. Составьте свод правил «Как нужно вести себя в лесу».
1) Не сорите в лесу и перед уходом весь мусор собирайте и уносите с собой
2) Если вы в лес пришли с компанией, то не отставайте от нее, иначе можете потеряться
3) Разбивайте лагерь, не причиняя вреда окружающей природе (не ломайте деревья и т.д.)
4) Если вы разжигали костер, то перед уходом обязательно потушите его
5) Будьте осторожны, гуляя по лесу: в высокой траве или кустах могут находиться ядовитые животные.
6) Не засыпайте землей какие-либо норы - это могут быть жилища животных.
7) Собирая грибы, берите с собой нож и аккуратно срезайте им грибы, не тревожа грибницу.